8 (4812) 31-03-69
214020, Смоленск, ул. Шевченко, д. 87
Государственная инспекция труда в Смоленской области в организации деятельности по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Конвенцией МОТ №81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года №58-ФЗ, Федеральным законом от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), Положением о Государственной инспекции труда в Смоленской области, утвержденным приказом Роструда от 24 марта 2005 года №151.
В целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов, а также обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, Государственной инспекцией труда в Смоленской области осуществляется систематический надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основной формой которого являлось проведение проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда в хозяйствующих субъектах с последующей выдачей обязательных для исполнения предписаний и привлечением виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Государственная инспекция труда также проводит активную работу с гражданами и юридическими лицами направленная на повышение уровня знаний и информированности в сфере трудового законодательства, оказывает правовую помощь гражданам при подготовке или рассмотрении в судебных органах их исков по трудовым делам. Государственные инспекторы труда (по охране труда) участвуют в организации обучения и проверке знаний руководителей и специалистов по охране труда в учебных центрах, на предприятиях и в организациях. Так, например, обучение и проверку знаний с участием государственных инспекторов труда (по охране труда) в 1 полугодии 2011 года прошло 2636 человек. Руководителям, специалистам и службам охраны труда организаций, уполномоченным, членам комиссий и комитетов по охране труда при проверках оказывается методическая и консультативная помощь.
При подведении полугодовых итогов 2011 года хочется отметить, что государственной инспекцией труда проведено 643 проверки, из которых 258 проверок (40%) проведены по вопросам охраны труда работников. Из общего числа проверок доля проверок проведенных в плановом порядке (комплексные и тематические) составила 44%. Остальные проверки проводились во внеплановом порядке и были обусловлены необходимостью расследования несчастных случаев на производстве и рассмотрением обращений граждан. В результате проведенных в 1 полугодии 2011 года проверок выявлено 2486 нарушений трудовых прав работников, в том числе 1634 (65,7%) связанных с охраной труда. Из общего количества нарушений трудового законодательства 1062 нарушения выявлено в хозяйствующих субъектах малого предпринимательства. Из общего количества нарушений выявлено по вопросам:
коллективных договоров и соглашений |
23 |
0,9% |
трудового договора |
429 |
17,3% |
рабочего времени и времени отдыха |
171 |
6,9% |
оплаты и нормирования труда |
452 |
18,2%
|
гарантий и компенсаций |
27 |
1,1% |
дисциплины труда и трудового распорядка |
21 |
0,8% |
материальной ответственности сторон трудового договора |
35 |
1,4%
|
регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями |
14 |
0,6%
|
регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет |
0 |
0 |
особенностей регулирования труда отдельных категорий работников |
3 |
0,12% |
целевого использования средств на мероприятия по охране труда |
25 |
1% |
проведения медицинских осмотров работников |
149 |
6%
|
обучения и инструктирования работников по охране труда |
635 |
25,5% |
обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты |
277 |
11% |
проведения аттестации рабочих мест по условиям труда |
131 |
5,3% |
санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников |
43 |
1,7% |
расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве |
47 |
1,9% |
другим вопросам |
4 |
0,16% |
В целях устранения и профилактики, выявленных в результате надзорно-контрольной деятельности, нарушений трудового законодательства в 1 полугодии 2011 года работодателям выдано 477 предписаний. Из общего количества предписаний работодателями исполнено в установленные сроки 393 предписания (82,4%) .
Необходимо осознавать, что не исполнения предписания, а также выявленные при проверке серьезные нарушения Трудового законодательства способны сказаться на карьере первых лиц предприятия. Так, государственная инспекция труда вправе вынести постановление о наложении административного наказания в виде штрафа, как на ответственных лиц, так и на юридическое лицо, вынести предписание об отстранении от работы лиц не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте. В случае, если в течение года будут иметь место повторные нарушения по основаниям, по которым руководство организации уже привлекалось к ответственности, должностное лицо, по решению суда, может быть дисквалифицировано. Основаниями могут служить материалы, которые предоставляются инспекцией труда. Срок такой дисквалификации может достигать от 1-го до 3-х лет, а сведения о ней будут внесены в федеральный реестр дисквалифицированных лиц. Нужно учесть, что информация о руководителях, которые были дисквалифицированы, является доступной и открытой. Ответственное лицо должно быть в обязательном порядке уволено с руководящей должности.
Тревожная реальность сегодняшнего дня инспекции – задержка заработной платы на предприятиях, а также травматизм и заболеваемость связанная с производством. Если говорить о задолженности, то суммарная задолженность по заработной плате за 1 полугодие 2011 года составила 26,5 млн. рублей, вся сумма просроченной задолженности сложилась из-за отсутствия собственных средств организаций.
В целях выполнения требований законодательных актов и решений правительства РФ, Государственной инспекцией труда в 2011 году, был разработан и осуществлен комплекс мер по погашению задолженности по заработной плате в регионе.
Государственная инспекция труда в тесном взаимодействии с органами прокуратуры Смоленской области, принявшей на себя большой объем работы по контролю за несвоевременной выплатой заработной платы, совместно проводили проверки с принятием действенных мер к нарушителям трудового законодательства.
Такая же работа проводилась совместно с работниками профсоюзных организаций, фонда социального страхования, органов по труду, налоговой службой.
За 1 полугодие 2011 года Государственной инспекцией труда в Смоленской области проведено 44 различные проверки предприятий и организаций по вопросам задержки выплаты заработной платы. В ходе указанных проверок, наряду с другими нарушениями, были выявлены 44 случая незаконной задержки выплаты заработной платы работникам. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об оплате труда, допущенных работодателями, госинспекторами труда выдано 31 предписание. За допущенные нарушения 22 руководителя различного уровня и 8 юридических лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
Всего на 01 июля 2011 года по требованиям государственных инспекторов труда в счёт погашения задолженности по заработной плате 1761 работнику выплачено 18,1 млн.руб.
Что касается травматизма, по оперативным данным государственной инспекции труда за 6 месяцев 2011 года в Смоленской области зарегистрировано и поставлен на учет 24 групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве, что по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составляет на 3 случая меньше.:
Количество несчастных случаев, происшедших с начала |
В том числе по видам несчастных случаев |
|||
Групповые |
Тяжелые |
Со смертельным исходом |
||
Всего |
В них пострадавших со смертельным исходом |
|||
2011 года |
4 |
0 |
10 |
10 |
2010 года |
5 |
3 |
10 |
12 |
Снижение травматизма на производстве, профилактика производственного травматизма в организациях- это задача не только на уровне самого предприятия, но и задача государственного масштаба. Государственная инспекция труда в Смоленской области в целях реализации государственной политики в области охраны труда, профилактики производственного травматизма в организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность рекомендует:
1. Организовать разъяснение работникам основных положений ТК РФ, и других нормативных документов в области охраны труда.
2. Провести внутренний аудит наличия документации по охране труда.
3. Провести совещания по вопросам безопасности на производстве с заслушиванием отчетов руководителей, допустивших случаи травмирования (если такие имеются) работников на производстве, а также не уделяющих должного внимания вопросам охраны труда.
4. Провести комплексные и целевые обследования состояния условий и охраны труда на рабочих местах, внеплановые проверки с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в каждом подразделении по следующим вопросам:
- состояние и использование санитарно – бытовых помещений и санитарно – гигиенических устройств;
- обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и правильность их применения;- организация хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
- предоставление компенсаций за работу с вредными условиями труда;
- организация обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;
- выполнение мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай (если такой имеется) на производстве;
- выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и других мероприятий по созданию безопасных условий труда
- проверить эффективность работы аспирационных и вентиляционных систем;
- проверить соблюдение условий труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с ТК РФ;
- по возможно внедрять в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;
- проверить наличие и комплектация аптечек доврачебной помощи медикаментами и перевязочными материалами;
- выполнение графика проведения медосмотров;
- проверить наличие у персонала удостоверений о прохождении обучения.
5. Провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.
6. Проинформировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах, их роли в обеспечении безопасности труда.
Для принятия мер по защите трудовых прав Государственная инспекция труда организовала «горячую линию» по телефону 35-61-83, организована работа дежурных инспекторов по выходным дням. За отчетный период в Государственную инспекцию труда поступило 1420 обращений граждан, в том числе: письменных - 689; устных, поступивших во время личного приема или по телефону горячей линии – 598; интернет-обращений – 133.
Принято на личном приеме граждан 818 человек, в том числе в помещении государственной инспекции труда 664, непосредственно в организациях 154. Работодателям и работникам дано 731 разъяснение и консультация по вопросам применения норм трудового законодательства, в том числе 57 письменных. А ведь за этими цифрами не только единицы, но и группы работников, а то и целые трудовые коллективы.
Основными причинами, вызывающими обращения граждан, являются неисполнение трудового законодательства работодателями в силу не знания ими нормативно-правовых актов регулирующих трудовые отношения, неисполнение работодателями своих обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, низкая правовая подготовка граждан.
Все поступившие жалобы и заявления граждан рассмотрены в установленные сроки. Большинство обращений граждан рассмотрено с выездом на место. В ряде случаев заявления и жалобы рассматривались с участием заявителей. По всем обоснованным жалобам и заявлениям в целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства выносились обязательные для исполнения работодателями предписания. Просьбы заявителей о неразглашении их персональных данных при проведении проверок соблюдаются.